Симптомы аутизма

Клинические проявления детского аутизма вариабельны: симптомы в отдельных случаях могут напоминать легкие формы депрессии, в других быть похожими на серьезные психические отклонения. При внимательном отношении к малышу самые ранние вестники патологии можно заметить уже в младенчестве.

Первыми признаками аутизма у детей в раннем возрасте становятся:
  •     отказ от тактильных контактов – ребенок плачет, когда его берут на руки, отворачивается, изгибается, а успокаивается только после того, как его вернут в кроватку;
  •     пассивность в ответ на обращение родителей, отсутствие внимания, заинтересованности во время общения взрослых;
  •     резкая реакция на громкие звуки;
  •     равнодушие к ярким, гремящим, свистящим и пищащим игрушкам, которыми взрослые пытаются развлечь ребенка;
  •     безразличие к стандартным игрушкам, попытка играть неподходящими предметами.

По мере взросления симптомами аутизма у детей могут послужить:
  •     отсутствие речи в возрасте 1,5–3 лет при наличии богатого словарного запаса и понимания разговора взрослых;
  •     эхолалия – неконтролируемое копирование и многократное повторение звуков, произнесенных другим человеком;
  •     персеверация – «застревание» на какой-либо фразе, слове, которую ребенок повторяет постоянно, или эмоции, или задании, при этом малыш неустанно обдумывает поглотившую его идею, но каких-либо шагов к достижению цели не делает;
  •     отказ от соблюдения игровых правил, указанных взрослыми или сверстниками, причем этот отказ не мотивирован личным решением малыша, его несогласием, он просто не понимает, зачем нужны какие-то установки и ограничения;
  •     трудности с восприятием эмоций других людей: дети с аутизмом не понимают, почему другие ребята смеются над какой-то фразой учителя или отчего плачет девочка, которую дернули за косичку; таким детям бывает недоступен юмор, сарказм, ирония;
  •     отсутствие реакции на собственное имя;
  •     нежелание смотреть прямо в глаза при общении, ответе или обращении, в том числе в ситуациях с родителями или другими близкими людьми;
  •     отсутствие страха, боязни при угрожающих жизни или здоровью обстоятельствах;
  •     истерики, бурные выражения эмоций при изменении привычного окружения, при появлении незнакомых людей и т.д.;
  •     беспокойный, тревожный сон с частыми пробуждениями.

Ребята-аутисты предпочитают оставаться в одиночестве, не участвуют в коллективных занятиях, их трудно заставить что-то делать совместно с другими детьми. Они стараются уйти, спрятаться там, где их не будут трогать. Такие дети придумывают собственные игры, непонятные для сверстников, и постоянно в них играют. Со стороны окружающим людям движения ребенка-аутиста могут показаться странными, лишенными смысла.

Во многих сериалах и фильмах, которые показывают жизнь людей с РАС, герои-аутисты представлены странными, но гениальными персонажами, которые избегают общения, обижают своей прямотой окружающих, но показывают великолепные результаты в профессиональной деятельности. В жизни, к сожалению, все не так: чаще всего у детей с аутизмом из-за нарушения функций коры больших полушарий головного мозга развивается умственная отсталость. Учеба дается им с трудом, они не в состоянии понять закономерности, выучить правила, вникнуть в решение задачи. Из-за проблем с учебой обостряется желание одиночества, обособленности. Такие дети могут проявлять неумеренную агрессию, которая чаще всего проецируется на близких или самого себя. Дети с аутизмом при неудачах могут кусать, резать себя, биться о посторонние предметы.

Тем не менее ситуации, при которых аутисты обладают уникальными умственными способностями также встречаются. К сожалению, высокий интеллект не перекрывает другие проявления болезни: замкнутость, эмоциональную скудность, трудности с абстрактным мышлением, склонность к самобичеванию и т.д.

Основной кризисный пик приходится на подростковый возраст: гормональные изменения в организме обостряют нарушения аутического спектра, ребенок, понимая, что он не такой, как все, замыкается еще больше. В редких случаях происходит обратный процесс, когда половое созревание помогает аутисту стать более спокойным, уравновешенным, что положительно влияет на способность к взаимодействию с окружающими.

 

Лицензии и сертификаты

Лицензия №602215
Сертификат
Удостоверение
Сертификат
Сертификат