Диагностика аутизма. Коррекция аутизма у детей
Диагностика аутизма
Диагноз выставляется на основании длительного наблюдения за ребенком с признаками аутизма, при этом оценивается степень выраженности классической триады заболевания:
- дефицита социального взаимодействия;
- отсутствие или недостатка коммуникативных навыков;
- стереотипного поведения (навязчивые движения, привычки и т.д.).
Для определения степени выраженности симптоматики родителям предлагают заполнить специальные опросники. Они помогают специалистам оценить поведение ребенка, выявить конкретные симптомы, характерные для той или иной группы заболевания, проанализировать имеющиеся показатели.
В дальнейшем проводится комплекс инструментального обследования, в который входят:
- электроэнцефалография;
- ультразвуковое исследование головного мозга (возможно только при наличии незакрытого большого родничка);
- магнитно-резонансная томография мозга.
В обязательном порядке проводится консультация сурдолога, офтальмолога, ЛОР-врача, а также логопеда и невролога.
Коррекция аутизма у детей
Излечению патология не поддается, и препаратов, способных полностью нормализовать поведение аутиста, не существует. В настоящее время используется комплексная терапия, включающая в себя целый перечень специализированных мероприятий, помогающих детям с различными формами РАС.
Она предполагает следующие направления:
- психологическую поддержку, целью которой является социальная адаптация ребенка, обучение навыкам взаимодействия с окружающим миром, проработку проблем с коммуникацией и распознаванием эмоционального состояния других людей;
- педагогическое обучение, направленное на пополнение словарного запаса, развитие навыков использования различных инструментов разговорной речи, формирование абстрактного мышления;
- прививание навыков самообслуживания, которые необходимы детям-аутистам для комфортного и безопасного нахождения в социуме;
- медикаментозная поддержка, нацеленная на коррекцию определенных поведенческих отклонений, в частности, немотивированной агрессии, повышенной тревожности, мнительности, синдрома навязчивых движений, нарушений сна, истерик и т.д.
Свою роль в нормализации состояния детей с аутизмом играет также правильная диета: особенности биохимического обмена предписывают подбирать для ребенка рацион, богатый легко усеваемыми компонентами и лишенный веществ, которые не воспринимаются организмом, в частности, молочной продукции, глютена, казеина.
В рамках коррекции могут использоваться игровая и трудовая терапии, индивидуальные и групповые занятия с психологами, логопедами, педагогами. Родителям таких детей рекомендовано проводить домашнее обучение или перевод в специализированные классы/школы, в которых работают педагоги и психологи, умеющие взаимодействовать с воспитанниками с РАС.