Аутизм у детей

Аутизм у детей – болезнь, связанная с нарушением развития определенных психических функций, которая проявляется различными трудностями в социальном взаимодействии ребенка с окружающим миром, навязчивыми двигательными привычками и другими состояниями. Чаще всего заболевание диагностируют у малышей до 3–4 лет, но первые признаки отклонений в некоторых случаях можно заметить уже на первом году жизни. Общего лечения патологии не существует: специалисты разрабатывают индивидуальные методы коррекции аутизма у детей, отталкиваясь от состояния конкретного пациента.

Обратите внимание: в детском отделении  лечение аутизма не проводится, осуществляется общая поддержка и консультативная помощь в рамках назначенной ранее коррекции.

В последние десятилетия число малышей с расстройством аутического спектра (РАС) значительно увеличилось. Врачи, работающие с такими ребятами, уверены, что причиной резкого прироста выявленных случаев послужила смена критериев обследования, развитие диагностических методик и более тщательное изучение проблемы.

Степень проявления симптоматики при аутизме у детей может существенно отличаться: от полной неспособности контактировать с другими людьми до определенных «странностей» в поведении, таких как навязчивые движения, слишком узкий круг интересов или нестандартная манера речи.

Более склонны к расстройству аутического спектра мальчики: они сталкиваются с заболеванием в общей сложности в два-три раза чаще, чем девочки. Ученые объясняют это лучшими коммуникативными способностями женского пола, из-за чего слабо выраженные формы аутизма могут быть попросту не замечены.

Оценкой симптомов, поиском возможных причин возникновения аутизма у детей и коррекцией признаков РАС занимаются в комплексе нейропсихологи, детские неврологи, логопеды, психиатры, а также педагоги-дефектологи и социальные службы, если требуется.

 

Классификация


На сегодняшний день разработано несколько вариантов описания детского аутизма, распределяющих патологию по видам с учетом определенных характеристик и признаков. Практикующие специалисты предпочитают пользоваться классификацией Никольской, которая позволяет сгруппировать состояния в зависимости от тяжести имеющихся признаков, ведущего синдрома и будущего прогноза. Такая классификация помогает более детально вникнуть в возможные причины РАС и подобрать коррекционное лечение, основываясь на индивидуальных особенностях детей с аутизмом.

Она предполагает выделение четырех основных групп.
  •     Первая включает в себя самые значительные нарушения. Дети с такими формами заболевания не способны к социальным контактам, могут страдать от мутизма – состояния, при котором они умеют разговаривать и понимают окружающих, но не желают взаимодействовать. Для этой группы характерно постоянное повторение одних и тех же движений, отсутствие навыков самообслуживания, низкий уровень самоконтроля.
  •     Во вторую группу относят ребят, которые очень ярко и жестко реагируют на малейшие изменения в привычном распорядке, иногда даже сильной агрессией. При этом в окружении близких людей на фоне знакомой обстановки такие дети вполне способны к общению, открыты для диалога, хотя общаются в основном с помощью штампов и повторения сказанного другим человеком.
  •     Третья группа включает маленьких пациентов, у которых наблюдаются проблемы в общении с окружающим миром, но при этом они обладают высокими интеллектуальными способностями, стремятся к успеху и достижению цели. Проблема в том, что для получения результата такие ребята, в отличие от здоровых сверстников, не предпринимают никаких усилий. Дети с аутизмом этой степени сосредотачиваются на одном-двух интересах, изучая темы настолько углубленно, что уровень знаний можно оценить, как энциклопедический.
  •     В четвертую группу относят малышей, способных к произвольному и непроизвольному общению, установлению социальных контактов и взаимодействию, однако такие ребята быстро устают от общения, выполнения инструкций, не могут долго концентрировать внимание на одном занятии, стремятся изолировать себя от общества. Зачастую дети с таким уровнем РАС выглядят слишком робкими, застенчивыми, слывут «молчунами», однако при своевременной и грамотной коррекции показывают отличные результаты в учебе и творческой деятельности.

Все характеристики детей с аутизмом невозможно уложить в какую-либо определенную схему, и даже с учетом классификаций необходимо в первую очередь отталкиваться от индивидуальных особенностей конкретного ребенка и окружающей его среды.

Лицензии и сертификаты

Лицензия №602215
Сертификат
Удостоверение
Сертификат
Сертификат